Главная » 2009»Декабрь»24 » Чего не знает английская королева? Потоки сознания Ольги Пона
05:49
Чего не знает английская королева? Потоки сознания Ольги Пона
Известный в Челябинске хореограф Ольга Пона родилась в маленьком городке Оренбургской области. Ее дедушка работал трактористом, поэтому в 16 лет она поступила на автотракторный факультет в Челябинске. Именно тогда Ольга впервые открыла для себя танец. В ее жизни появился самодеятельный коллектив под руководством Владимира Пона. В 21 год она поняла, что танец перестал быть просто увлечением, и после окончания института отправилась осваивать профессию хореографа в Академию культуры. Это был отважный поступок, ведь в танец обычно приходят в более раннем возрасте. Помимо профессиональных предметов, приходилось изучать политэкономию, научный коммунизм и другие идеологические предметы. Потом страну ждали очередные перемены. И в жизни Ольги случился очередной вираж. Во время падения «железного занавеса» в Россию стали приезжать зарубежные педагоги. Увидев по телевидению репортаж об американских труппах, которые приехали в Москву, начинающий хореограф истратила все свои деньги на билет. Наблюдение за иностранными коллегами не могло не оставить отпечаток на ее собственном танцевальном почерке. Но авторитетов у нее так и не появилось. Ольга пошла своим путем, на ощупь. В 1992 году, когда о существовании современного танца в России еще никто не знал, она нашла свою нишу в огромном поле искусства: созданный ею Театр современного танца существует более 16 лет, успешно гастролирует по миру и получает высшие награды в танцевальном искусстве. Сегодня Ольга Пона готова поделиться с нами секретами своего успеха. В репертуаре театра более 10 спектаклей. География выступлений артистов: Франция, Германия, Италия, Великобритания, Норвегия и другие страны. Шесть раз театр являлся номинантом Национальной театральной премии России «Золотая маска», а в 2001 и 2003 годах стал ее обладателем. В театре работают два хореографа Ольга Пона и Владимир Пона, и четырнадцать танцовщиков, получивших специальное образование в Академии искусств или Колледже культуры и прошедших дополнительное обучение танцу на различных семинарах. Танцевальный импрессионизм Для меня танец — это любое движение или жест, это профессия и просто жизнь. Моя философия проста: ничему не учить зрителя, а доносить свои высказывания, как художника, прямо в сердце. Движение более абстрактно, нежели слово, и философски изначально, потому что оно невербально. Танцевальные произведения, как полотна современных художников и как любое визуальное искусство, должны восприниматься интуитивно, подсознательно. Танцовщицы на сцене, как мазки, набор красок. Каждый зритель составляет свою абстрактную картинку из собственных впечатлений. Я вот на обои смотрю, и начинаю видеть там какие-то пальчики, нос, начинаю придумывать какую-то свою историю. Вы можете придумать свою, это Ваше право. Визуальные картинки Если представить себя птицами и посмотреть на жителей города, то мы увидим хаотичное броуновское движение: кто-то встречается, кто-то расходится. Почему так происходит? Это загадка. И она обыгрывается в нашем спектакле «Притяжение», где вспоминается легенда с Исааком Ньютоном: четверо мужчин танцуют с упавшими с большой высоты на них яблоками. С физической точки зрения это гравитация, но больше всего меня здесь интересовало притяжение человеческих душ. Другой спектакль — «Ожидание». Чего? Лета на протяжении долгой зимы, автобуса на остановке. Ожидание любви на протяжении всей жизни. Это размытое понятие, которое мы представили как череду визуальных картин. Еще одна постановка — «Знает ли жизнь английская королева?». Смысл ее в том, что старшее поколение говорит нам, что мы не знаем жизни. Знать — значит пройти через испытания: войну, голод, тюрьму, потерю близких. На этом фоне знает ли жизнь английская королева? В нашем понимании, наверное, нет. Язык телодвижений Самое главное для меня — наблюдать, интересную творческую личность. Танцовщики постоянно удивляют меня своими идеями, чем-то, что я совершенно не ожидаю, что вдруг поражает меня. Я запоминаю новые пластические фразы и ставлю их в спектакль. Это и есть счастье. В этом во многом и кроется секрет нашего успеха. Костяк труппы не меняется много лет, коллектив понимает друг друга кожей. Самое большое, о чем я мечтаю, — о чувстве удовлетворения от того, что я каждый раз нахожу что-то новое, не повторяюсь и могу передать это танцовщику. Лучшая музыка — это само тело. Именно в возможностях человеческого тела я часто черпаю свое вдохновение. Но репетиции — это не только творческий поиск, но и каждодневная работа. Нужно иметь трудолюбие, чтобы прийти в класс и несколько дней репетировать самой, чтобы удивить труппу. Новый спектакль — это экзамен. Экзамен на твою компетентность, на твою способность делать что-то. Наступает чувство боязни: хуже уже нельзя, а лучше сделать трудно.