Ты помнишь как все начиналось… - Как Вы пришли в балет? Трудно ли было сдавать вступительные экзамены? - Случайно. Мы семьей приехали к родственникам в Пермь, гуляли недалеко от балетного училища. В этот день как раз был набор. В основном в 10 лет приходят уже с какой-то подготовкой, я пришла с художественной гимнастикой. У меня проверяли гибкость, растяжку, внешние данные. Вес, конечно, тоже играет роль, но никто не знает, что ожидает в будущем. - А в переходный возраст Вы не капризничали? Есть мнение, что нужно пару месяцев заставлять ребенка заниматься, а потом он сам только спасибо скажет. - В основном всегда все доучиваются, и у меня проблем не было. Если ребенок любит балет, то его и заставлять не надо! У нас есть такие балерины. Есть женщина, которая там целыми днями, и успешно выступает. - Почему вернулись в Челябинск? Как оказались в Театре оперы и балета имени И.М. Глинки? - Когда выпускался наш курс, к нам приезжали мастера из театров разных городов и проводили отбор. В театре работаю уже шестой год, У нас в училище есть база средне-специального образования, то есть я сразу пришла работать с 18 лет. - А были ли мечты в детстве, которые Вы хотели воплотить как будущий педагог, хореограф? Какие ошибки своих учителей не стали бы совершать? - Я не планирую работать педагогом. В мечтах поставить балет «Ромео и Джульетта». Что касается ошибок, считаю, что каждый человек видит по-своему. У нас сейчас девочка работает, закончившая московскую академию, ее «отправляют» преподавать. Недавно была репетиция, но она не воспринимается как педагог. Балет, балет…и еще раз балет - У Вас есть любимые роли? Сколько всего было ролей? - Любимые, наверное, цыганские. Мечтаю сыграть Жизель. Всех ролей я не вспомню, их много. А так я во всех спектаклях занята. - Сложно получить ведущую роль в театре? Нужно ли для этого самому к себе предъявлять много требований? - Да, очень много. Меня второй год один педагог зовет заниматься, чтобы быть ведущей, я пока не тороплюсь. Боюсь, что не выдержу много балета. - Расскажите о своей труппе. Какие у Вас отношения с коллегами? - Нас примерно 60-70 человек. Но уже пенсионеров много. Мужчины в балете вообще нарасхват. Отношения очень хорошие. Сами удивляемся. Недавно приехали новые девочки из Новосибирска, сказали, что их там чуть не «загрызли». А им по17-18 лет. - Как обстоит Ваша гастрольная жизнь? Какие постановки показывали заграницей? - Я ездила с московской труппой в Барселону. С челябинской - в Китай, Америку. В прошлый раз мы там ставили «Лебединое озеро», в штатах еще «Щелкунчик». Этой зимой у нас опять должны быть гастроли в Китай. - Как обстоят дела с балетом в других странах? - В Китае больше развита техника. Тот же самый китайский цирк наполовину состоит из балета, девушки на пальцах ходят и в то же время исполняют цирковые элементы. Мы такого не делаем. В Америке у нас был договор прописан: мы приезжаем со своими спектаклями, а они вводят свои «подтанцовки» с детьми. Сложилось ощущение, что они занимались им всего дня два. - По какой системе Вы работает? В балете принято задумываться о величине гонорара? -У нас контрактная система - на год. Нет гонорара, только зарплата. Если только ехать куда-то далеко на гастроли, особенно когда приглашают - можно самим оговаривать оплату, ставить условия. - Как проходят репетиции? Сложно вместе собираться репетировать с технической точки зрения? - Бывает по-разному. Если 40-минутный балет, его за две недели можно собрать. А если два-три акта, то подготовка может затянуться до двух или шести месяцев. У нас была такая постановка, репетиции которой длились полгода. Работать вместе несложно. Сначала каждый цех отрепетирует свое, потом уже все вместе. Выставляют декорации, настраивают свет, но все долго очень. - Перед выступлением Вы пользуетесь гримом? Тяжело ли выступать в костюмах? - Нам выдают грим, но мы пользуемся своей косметикой, сложные прически делают парикмахеры. Если бы сложно было танцевать в костюмах – никто и не смог бы. Наоборот, пачки делают из сетки, ткани и подкладки. - Для Вас то, что происходит на сцене: сказка или реальность? Вы стараетесь «сжиться» с персонажами? - Реальность. Если отработать только технически – больше зритель не прейдет смотреть. Если в роль не «вживаешься», то ты ее прочувствуешь. - Расскажите с чем негативным приходиться сталкиваться в балете? Влияет ли политический климат на взлеты и падения? - Это связано со здоровьем в первую очередь. У всех в основном позвоночник летит. Колени, спина, суставы. Климат, конечно, влияет. Сейчас у нас все хорошо. Когда задерживали выплату оркестру, были условия со стороны артистов в сторону руководства: «Если Вы не выплачиваете деньги – мы не выходим». Когда у нас была премьера оперы «Князь Игорь», там целый акт балетный и как раз оркестр забастовал. Премьера прошла полностью под рояль. Правда, потом у нашего пианиста все пальцы были стерты. - Какая постановка была сложной для Вас? Что самое важное в исполнении? - «Лебединое озеро» очень сложное само по себе. Там четыре акта, мужчины участвуют в двух, а девушки заняты во всех. Домой потом еле плетешься. Конечно, очень важно актерское представление, зрителю это больше нравится. Если ты не вывернул пяточку – он этого не заметит. - У Вас никогда не возникало желание бросить балет? - Бывает, конечно, когда очень достанет все, особенно из-за большой нагрузки, очень тяжело и физически и морально. Бывают и нервные срывы, когда не видишь поддержку со стороны педагогов. Если с педагогом нормальные отношения: иногда можно и поспорить, уйти из зала, «пообижаться» друг на друга. - А есть ли дети в театре? - Некоторые вырастают прям в нем. У нас сейчас девушка работает, у которой здесь еще родители работали, так она вместе с братом выросла в этих стенах. - Как можно охарактеризовать зрителя балета? Как люди ведут себя? - Разные. Мешают моменты, когда у кого-нибудь играет телефон. Когда нет отдачи, конечно, и самим неохота выходить. Немного о личном….или опять о балете!? - Влияет ли Ваша профессия на образ жизни? - Бывает и такое, но это уже тяжелый случай. - А в чем он заключается? - Есть у нас один тренер неприятный. Женщине уже пора на пенсию выходить, а она не может – всю жизнь прожила балетом, да и с общежития ей придется уходить. - Балет в личной жизни не мешает? - Нет. График нормальный. Если не сольная программа - тогда и на целый день пропадаешь! - Какой отдых Вы предпочтете: книжку почитать или сходить с подругами на дискотеку? - В зависимости от нагрузки на работе. Если встречаемся с подругами, не обязательно танцевать, иногда можно просто где-нибудь развеяться. -Готовы ли Вы пойти на жертвы ради работы, например, способны сесть на диету? - Ой, нет. Да вообще и нагрузки хватает, это как каждый день приходить в спортзал. - Как Вы относитесь к современному танцу? - К модерну хорошо. Вчера мы смотрели на учебе занятия французского хореографа. Там перекаченные девушки, которые таскают мужиков - это мне не нравится. - А тяжело ли возвращаться в балет после родов? - Нет. У нас одна женщина через два месяца после родов встала на пуанты. - Валерия, если бы Вы не пошли в балет, то кем бы хотели стать? - Точно знаю, что занималась бы художественной гимнастикой, у меня был разряд КМС и до мастера я бы точно доработала. - Детей своих отдали бы в балет? - Нет. - Почему? - Почти все думают, что так должно быть. Но занятия балетом очень тяжелы. Валерия Клюева ответила нам на много вопросов. О балете не только по-разному все отзываются, но и относятся к нему также. Ясно то, что для нашей героини – это, прежде всего, любимая работа. Работа, которую она не пожелала бы своим детям… Ксения Шубина. ФЖ- 503.
|